Викторина «Ты, я и информатика»

Цель нашей викторины: систематизировать знания и умения, полученные в течении целого года обучения информатике в стенах нашего техникума и применить их в новых условиях, а также у каждого из вас есть возможность определить пробелы в знаниях и более качественно подготовиться к итоговой контрольной работе. Для сегодняшнего урока вам понадобиться и смекалка, и эрудиция, и быстрота реакции и умение анализировать.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.

Оборудование и наглядный материал:

  1. Музыкальное оформление;
  2. Плакат «Викторина» «Я и информатика»
  3. Магниты
  4. Бумага и карандаши для участников и жюри.
  5. Табличка «Жюри»
  6. Таблички с названием команд
  7. Карточки с вопросами для конкурса капитанов
  8. Карточки с вопросами для конкурса «дешифратор»
  9. Карточки с ребусами

Предварительная подготовка к викторине:

  1. Разбить группу на 2 команды;
  2. Выбрать название для каждой из команд;
  3. Изготовить плакаты на компьютерную тематику на конкурс плакатов;
  4. Выбрать капитанов команд;
  5. Подготовить призы;
  6. Выбрать председателя и членов жюри и пригласить их.

Организационная часть

  1. Приветствие
  2. Тема и цель занятия
  3. Представление жюри

Сегодняшнюю викторину судит очень компетентное жюри в составе:

Председатель: (человек, который не имеет никакого отношения к информатике, а потому будет очень объективен к участникам, и к тому же обладает самым громким голосом среди учителей, очень тонким юмором и большой популярностью у учащихся):__________________________
Члены жюри: (преподаватели, члены родительского комитема, крупный авторитет в сфере воспитания молодого поколения; человек, имеющие косвенное отношение к информатике, но прямое к участникам викторины): _________________________
Участники викторины: студенты группы (групп) __________, в составе команд _______________________ и ____________________________

Представление команд и капитанов.

Конкурс «Визитная карточка»
Капитаны представляют свою команду: ее название, эмблему, девиз.

Основная часть

1. Конкурс «Эрудит»

Отвечают по 1 человеку по очереди представители каждой команды. На ответ — 1 секунда. За верный ответ — 1 балл. Если команда дает неверный ответ или замешкается с ответом, то возможность ответа на заданный вопрос викторины предоставляется другой команде.

Образцы вопросов конкурса «Эрудит» (в скобках – правильные ответы):

  1. Действие, производимое с клавишей (нажатие)
  2. Неправильная запись в программе (ошибка)
  3. Переведите на английский язык слово «вычислять» (компьютер)
  4. Ноль или единица в информатике (бит)
  5. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)
  6. Адресуемый элемент памяти (ячейка)
  7. Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм)
  8. Указание исполнителю (команда)
  9. Проблема, которую надо решить (задача)
  10. Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей)
  11. Графический способ представления информации (блок-схема)
  12. Символ — разделитель (пробел)
  13. Простейший прибор для вычислений (счеты)
  14. Гибкий магнитный диск (дискета)
  15. Так называют специалистов в своей области (ас)
  16. Процедура «альтернатива», как ее можно назвать иначе? (ветвление, выбор)
  17. «Мозг» компьютера (процессор)
  18. Взломщик компьютерных программ (хакер)
  19. Валюта, в которой получает программист зарплату в Индии (рупия)
  20. Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра)
  21. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл)
  22. Печатающее устройство (принтер)
  23. Указатель местоположения на экране (курсор)
  24. Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание)
  25. Место хранения информации (память)
  26. Специальные правила, определяющие принцип построения слов и предложений (синтаксис)
  27. Начинающий пользователь компьютера  (чайник)
  28. Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо)
  29. Всемирная глобальная сеть (Интернет)
  30. Карманное вычислительное устройство (калькулятор)
  31. Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка)
  32. Как называется человек — фанат компьютерных игр (геймер)
  33. Числовое представление мнения преподавателя о работе ученика (оценка)
  34. Разбор программы (анализ)

Предварительный подсчет баллов.

Одновременно можно проводить два конкурса — конкурс «Капитанов» и конкурс для всей команды — конкурс «Дешифратор»

2. Конкурс капитанов

1-й этап:    Предлагаются 4 карточки с вопросами. Капитаны выбирают по 2 вопроса. Думают над вопросами 2 минуты. Верный ответ — 1 балл. За досрочный ответ — 1 балл.

Образцы вопросов конкурса капитанов (в скобках – правильные ответы):

1.      Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (все они связаны словом «Винчестер»)

2.      Когда появился манипулятор типа «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок)

3.      Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (основой микросхемы процессора является кремниевый кристалл высокой чистоты)

4.      Первый ПК «APPLE», согласно легенде, появился на свет в гараже Силиконовой долины (США) в 1977 году. Однако в 1981 году одна фирма выпустила более удачную модель ПК, которая на ближайшее время стала эталоном и завоевала рынки на всех континентах. Назовите ее марку (IBM)

2-й этап:   Приглашаем капитанов команд выйти на сцену. В следующем состязании им необходимо назвать как можно больше комплектующих и периферийных устройств компьютера. Устройства капитаны называют по очереди. Выигрывает тот капитан, который назовет больше всех.  Его победа принесёт команде 5 баллов.

Можно усложнить это состязание, если обязать капитанов пояснить назначение названных устройств.

Предварительный подсчет баллов.

3. Конкурс «Дешифратор»

Команде выдаются карточки с пословицами, которые перефразированы на компьютерный лад. Задача ребят перевести их в общепринятую народную форму. За верный ответ — 1 балл. (В скобках приведены правильные ответы)

Образцы вопросов конкурса «Дешифратор»:

  1. Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне.  (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
  2. Новая программа при внимательном изучении очень напоминает предыдущие. (Новое — это хорошо забытое старое)
  3. По компьютерам смотрят, по программам оценивают. (Встречают по одежке, провожают по уму)
  4.  Алгоритмам учиться — всегда пригодится. (Учиться никогда не поздно)
  5. Хороша компьютерная игра длинная, а программа короткая. (Хороша веревка длинная, а речь короткая)
  6. Мал микропроцессор, да хороших денег стоит. (Мал золотник, да дорог)
  7. Крохотный байт — всю программу держит. (Копейка рубль бережет)
  8. Не так уж сложно разобраться в компьютере, было бы желание. (Не так страшен черт, как его малюют)
  9. Не столь важно, какой у твоего компьютера корпус, важно — какая материнская плата и процессор. (Не все золото, что блестит)
  10. В мощном компьютере программы не виснут. (В здоровом теле — здоровый дух)
  11. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
    (Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты)
  12. На дисплей нечего пенять, коли видеокарта крива.
    (На зеркало нечего пенять, коли рожа крива)
  13. Без винчестера — полсироты, а без материнской платы — и вся сирота.
    (Без отца — полсироты, а без матери — и вся сирота)
  14. Компьютер лишней памятью не испортишь.
    (Кашу маслом не испортишь)
  15. Компьютер на столе не для одних только игр.
    (Голова на плечах не для одной только шапки)
  16. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
    (Дарёному коню в зубы не смотрят)
  17. Как операционку установишь, так и другие программы лягут. (Что посеешь, то и пожнешь)

Предварительный подсчет баллов.

4. Конкурс художников

Для участия в конкурсе художников понадобятся два листа чертежной бумаги формата А3 и два карандаша.
На сцену по приглашается по два человека от каждой команды.
Один из приглашенных будет художником, но не обычным, а «роботом-манипулятором».  А другому предстоит «рулить» — он будет «оператором» этого робота.

«Оператор» получает картинку с изображением животного. Его задача — посредством 10 команд с помощью «робота-манипулятора» воспроизвести изображение на импровизированном экране монитора (лист бумаги формата A3, прикрепленный к стене или стенду).

Такие явные команды, как «Нарисуй хвост» или «Нарисуй уши», недопустимы. Разрешенные команды: «Поставь точку в левом верхнем углу», «Начерти окружность», «Соедини точки отрезком» и т. п.
Максимальная оценка за выполнение задания — 5 баллов.

Предварительный подсчет баллов.

5. Конкурс плакатов

Для проведения этого конкурса командам необходимо выдать домашнее задание — приготовить плакаты по темам «Компьютеры», «Информатика», «Программисты и компьютерщики» и т.  д., которые могут быть агитационной, учебной или юмористической направленности.  Результат творчества оценивается по 5 баллов за каждый удачно выполненный плакат.

Предварительный подсчет баллов.

6. Конкурс «Инфоребусы»

Разгадывание кроссвордов, предварительно составленных преподавателем. Образец такого кроссворда приведен ниже.

д

и

с к е т

а

 
 

п

р и н т е

р

 
 

ф

а й

л

 
 

м

о н и т о р  
  п р о г р а м м а  
а л г о р и т

м

   
 

б

а й

т

 
 

б

и

т

 
 

в

и н ч е с т е

р

 

с

к а н е р  
  р е д а к т о

р

  1. Гибкий магнитный диск
  2. Устройство вывода информации на бумажный носитель
  3. Информация, хранящаяся на устройстве внешней памяти под определенным именем
  4. Устройство вывода информации
  5. Алгоритм, записанный на языке, которым пользуется компьютер
  6. Совокупность четко сформулированных правил для решения задачи за конечное число шагов
  7. Единица измерения информации для хранения одного символа
  8. Наименьшая единица измерения информации
  9. Жесткий диск
  10. Оптическое устройство ввода информации
  11. Программа для подготовки текста

Предварительный подсчет баллов.

7.  Конкурс «Соберите слово»

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы в словах-заданиях должны быть использованы.

ВИКАЛУРАТА, ТЕРПНИР, ЬШЫМ, СТКИДОЖЙ, ММЕДО

Ответ:

КЛАВИАТУРА, ПРИНТЕР. МЫШЬ, ДЖОЙСТИК, МОДЕМ.

Предварительный подсчет баллов.

8.   Конкурс «Лингвист»

Первая команда:  Дается слово «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ». Необходимо составить из него существительные нарицательные в единственном числе за 1 минуту. За 1 слово — 1 балл.

Пример решения:

Мир, форма, таз, ром, офорт, заяц, рот, аромат.

Вторая команда: Из букв слова «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» сконструируйте как можно больше слов.

Пример решения:

Пир, программа, повар, пора, пена, пиво, пирог, репа, рампа, роман, орган, опора и т.д.

Предварительный подсчет баллов.

9.  Конкурс «Компьютерные «добавлялки»

Отгадайте термины, о которых говорится в стихотворении:

Оглянись, дружок, вокруг!
Вот … — верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.

Наверху машины всей
Размещается…. –
Словно смелый капитан!
А на нем горит — ….

Ну а рядом – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут …викторина по информатике

В упаковке, как конфетка,
Быстро вертится …
Там записаны программы
И для папы и для мамы

Это вот — …
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны!

А вот это …., братцы,
Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же букв, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент

В зоопарке есть зайчишка, у компьютера есть ….
Эта … не простая,
Эта .. Мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.

Ответы: компьютер, дисплей, экран, блок-схема, дискетка, клавиатура, принтер, мышка.

Предварительный подсчет баллов.

10.  Конкурс «Одним словом»

Найдите слово, объединяющее предложенные пары слов:

  • Пионерлагерь и тетрадь   (линейка)
  • Водопровод и стройка    (кран)
  • Магазин и пулемет    (очередь)
  • Бадминтон и платье    (волан)
  • Дверь и картошка    (глазки)
  • Книга и лотерея    (тираж)
  • Лицо и лодка    (нос)
  • Дерево и оружие    (ствол)
  • Лампа и стена    (цоколь)
  • Орех и атом    (ядро)
  • Куница и лиса    (мех)
  • Шахматы и топ-модель   (фигура)
  • Процессор и булыжник    (камень)
  • Пшеница и дисплей   (зерно)

Предварительный подсчет баллов.

11. Конкурс мимики и жестов

В этом забавном конкурсе нужно изобразить мимикой и жестами:

  • сканер
  • принтер
  • монитор
  • дисковод     или  другие устройства компьютера.

***

 Подсчет баллов, подведение итогов викторины и награждение победителей.

***

Викторина «Занимательная информатика»



Rambler's Top100